Методическая копилка
Мастер - класс по теме:
«Развитие эмоционального мира детей
в младшем дошкольном возрасте».
Автор: Вайсалова Юлия Владиславовна.
Цель:
Передача личного профессионального опыта, авторских разработок в области эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
1. Демонстрация своего опыта работы путём прямого и комментированного показа последовательности действий методов, приёмов и форм.
2. Совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной проблемы.
3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оснащение:
Коврики «Злости и радости» -
снятие негативных эмоциональных состояний:
« подушечка для битья» -
снятие психомышечного напряжения, расслабление:
настенное панно «уголок настроения» - возможность отслеживания комфортности режимных моментов:
игры – активизация положительной эмоции
для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти:
смайлики
« мешочек злости » - снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии :
"мешочек радости"
куклы с разными эмоциями:
запись песни «Улыбка»;
клип «Улыбка с Ларьякского детского сада!».
Ход:
Жизнь не часто бывает сказкой,
Всё бывает, увы, не так.
На лицо надеваем маску,
Закрываясь от глаз зевак.
И никто никогда не знает,
Что у каждого за душой:
Дружба ненависть закрывает,
Злость улыбкою убивает.
А в реальности что бывает
Остается только с тобой.
Каждый взрослый человек, оказываясь в той или иной жизненной ситуации, испытывает различное эмоциональное состояние – радости, грусти, удивления, сочувствия, восторга и т.д. Всегда ли искренни его эмоциональные проявления? Взрослый человек умело контролирует свои эмоции, скрывая реальные ощущения под маской. А ребёнок? Он естественный. Он не способен контролировать и скрывать свои эмоции так, как взрослый. Он не умеет быть равнодушным к тем событиям, которые происходят вокруг него. Как сделать так, чтобы в каждом ребенке вызвать искренность его эмоций. Практика моей работы показала, что поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому воспитатели должны всегда стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком.
- Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы находимся в своём любимом саду, у себя в группе.
Вносит плачущую игрушку – мальчика (спрашивает у педагогов, сидящих в зале. Какое сейчас настроение у Димы. Обсуждение (грустный, настроение - плохое).
Давайте мы отметим смайликом настроение Димы в «уголке настроения». Вызывая одного из педагогов – отмечают. А знаете почему у Димы плохое настроение? Да потому что он опять подрался со своим другом Вовой. Дима не знает, что у нас в группе появилась «подушечка для битья».
Есть подушка для спанья,
Есть подушка для шитья,
А у нас, ребята, в группе
Есть подушка для битья.
Будут кулачки чесаться
Или ты захочешь драться,
Подойди к подушке той
И ударь её рукой…
Можешь бить за всё на свете,
Ведь подушка не ответит.
А ещё когда наши мальчики дрались, они наговорили друг другу много нехороших слов, а ведь у нас в группе появился « мешочек злости » (объяснение, показ). Всю вербальную агрессию, все плохие слова нужно покричать в мешочек, завязать и спрятать его в самый дальний угол группы.
А ещё можно потопать на коврике «плохого настроения, коврике злости». Для этого нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока не захочется улыбнуться.
А лучше всего ребята не ссориться и поиграть в игру «Крепче за руки возьмись» и помириться.
Не сердись, улыбнись,
Крепче за руки возьмись,
Ты меня извини,
И обиды не держи!
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Мы друг к другу повернёмся
И друг другу улыбнёмся!
-Уважаемые педагоги, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
(звучит музыка «Улыбка)
-Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, здесь красиво очень?
Аж захватывает дух!
Упражнение «Пожелание»
Педагоги встают в круг, пускает по кругу бубен.
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Иногда мы бываем такими:
Безразличными, усталыми, злыми,
Хвастливыми, наивными, простыми
И в этом мы неповторимы.
Порою обижаемся чрезмерно,
Потом стыдимся и виним себя,
Но знаем это ж не беда,
Да. Бываем такими иногда.
Бываем робкими то скромными.
Но смелыми быть всегда спешим.
Будьте терпеливыми, искренними,
Чтоб, сохранить покой души!
В конце всем гостям под клип «Улыбка с Ларьякского детского сада!» - угощение пироженными в виде смайлика .
Тема: « Прогулка в лес ».
Цель: Формирование положительных эмоций, через познание детьми окружающего мира.
Задачи:
1. Знакомить детей с миром эмоций (грусть, радость);
2. Развивать речь, воображение, умение логически мыслить;
3.Воспитывать чувство сострадания к окружающему миру у детей.
Словарная работа: активизация – весёлый, грустный, весело, радостно, грустно, грустит; рана, бинт, зеленка, бочонок, зубная щётка, зубная паста, мыло.
Оборудование: «лес» - искусственные деревья, слайды: лесная поляна с животными (заяц, медведь, лиса, еж), «лесной магазин» - предметы в лесном магазине: зубная щётка, зубная паста, мыло, полотенце, расчёска, морковка, зонт, коврики «злости и радости», уголок настроения со смайликами, шарики с эмоцией – радость.
Ход занятия
Воспитатель:
1 слайд.
В лес, ребята, мы пойдём,
А в лесу зверей найдём.
Как же там у них дела,
Мы посмотрим, детвора.
(Дети проходят в зал - «лес»).
Воспитатель:
Что - то тихо здесь, ребята,
И не вижу я зверяток.
Что произошло вокруг,
Почему так грустно вдруг?
2 слайд.
(Дети осматриваются, прислушиваются, и слышат стон. Обращают внимание на экран, а там зайчонок, у него поранена лапка).
Воспитатель:
Зайчик, что с тобой случилось?
Лапку где – то повредил.
Мы тебе поможем, милый,
Твою лапку исцелим.
Дети, а как будем зайчика лечить?
Воспитатель: Ребята, а давайте отметим в уголке настроения смайликом. Какое сейчас настроение у зайчика?
Дети отмечают настроение зайчика.
(Дети высказываются: обрабатываем ранку зеленкой, забинтовываем лапку бинтом. На экране появляется заяц с забинтованной лапкой.
3 слайд.
4 слайд.
Дети идут дальше по лесу. Слышат, как кто-то громко стонет. Обращают внимание на экран, а там медведь, у него болит живот, а рядом пустой бочонок меда).
Воспитатель:
5 слайд.
Ребятишки, а тут мишка,
Лапы грязные совсем,
И живот болит у мишки
Он бочонок мёду съел.
Бедный мишка, как ты мог!
Грязны лапы, а ты в рот...
А бочонок - то пустой?
Мишка съел весь мёд густой.
Кто расскажет, ребятишки,
Отчего болеет мишка?
(Дети вступают в разговор, рассуждают о том, почему заболел мишка, как ему можно помочь: вымыть руки, не есть много сладкого.
Воспитатель: Ребята, а давайте отметим в уголке настроения смайликом. Какое сейчас настроение у мишки?
Дети отмечают настроение мишки.
Воспитатель: Ребята, а давайтена коврике плохого настроения потопаем, постучим кулачками. И настроение у мишки станет хорошим.
Мишка успокаивается.
6слайд.
Дети дальше идут по лесу.
7слайд.
Слышится громкий плач. Обращают внимание на экран, там плачет лиса с перебинтованной щекой. У неё болит зуб.
Воспитатель:
Ах ты, бедная лиса,
Зуб болит, плохи дела.
Как мы можем ей помочь,
Боль такую превозмочь?
Воспитатель: Ребята, а давайте отметим в уголке настроения смайликом. Какое сейчас настроение у лисы?
Дети отмечают настроение лисички.
(Дети рассказывают об уходе за зубами и ротовой полостью)
8 слайд.
Дети дальше идут по лесу.
Слышится голос, все обращают внимание на экран.
«Ёж» - продавец «Лесного магазина»:
Подходите, выбирайте,
Кому надо - покупайте!
(Воспитатель читает - «Лесной магазин».
Подходят ближе, рассматривают, что в нём есть. А ёж - продавец любезно предлагает).
9 слайд.
Ёж:
Есть и щётка, есть и мыло,
Полотенце, паста есть,
Есть расчёска, есть морковка,
Предлагаю всем что здесь.
(Дети рассматривают предметы, имеющие в «магазине» и советуют
10 слайд.
«зайке» приобрести морковку,
11,12 слайды.
«мишке» - мыло и полотенце,
13, 14 слайды.
«лисе» - зубную пасту и щётку.
Лиса и медведь довольные покупками уходят приводить себя в порядок.
15 слайд.
А зайчик остается на экране.
Воспитатель:
Ребята, пока лиса и медведь приводят себя в порядок, мы с вами сядем на лесной полянке, а зайчик послушает, что нужно делать, чтобы не болеть? (умываться, чистить зубы, не есть много сладкого, есть овощи и фрукты, делать зарядку, играть в игры, гулять на улице, спать).
16 слайд.
(На экране появляются все звери, звучат звуки леса)
Ожил лес, не стало грусти,
Детки наши помогли,
А теперь сыграем вместе,
Прежде, чем домой идти.
17, 18 слайды
Игра «Солнышко и дождик»
Ход игры: (под весёлую музыку дети танцуют, а под звуки дождя прячутся под зонтик). Игра проводится на коврике хорошего настроения.
В конце занятия детям вручаются воздушные шарики хорошего настроения.
(Дети прощаются со зверями, уходят в группу.)